Первые мастерские в Злине Томаш Батя и его брат Ян Антонин
основали еще в 1894 году. После поездки в США для получения
опыта, где Батя познакомился не только с конвейерным серийным
производством, но также с функциональностью и простотой
промышленных массивов, талантливый предприниматель уже с 1920-х
годов искал архитектора из Злина, хорошо знакомого с
расположением города. В 1929 году Томашу Бате удалось пригласить
из США по предварительной письменной договоренности
квалифицированного архитектора Владимира Карфика, выпускника
пражского Института архитектуры и наземного строительства,
позднее обучавшегося у Ле Корбюзье в Париже, затем в Англии и
работавшего в США, в частности в мастерской Ф.-Л. Райта. Карфик
построил в Злине множество зданий, идущих в ногу со временем,
или даже опережающих его. Но самым высоким и впечатляющим
архитектурным объектом города стало 14-ти этажное
административное здание концерна «Baťa», возвышавшееся
неподалеку от главного входа фабрики.
«21-е здание было построено как главное здание фирмы «Bata», это
был своего рода флагман чешских и мировых филиалов компании. По
задуманной концепции, оно и должно было стать сердцем фирмы. В
сущности, можно сказать, что эта концепция обгоняла время.
Архитектор Карфик применил в концепции опыт Бати, который он
приобрел, посещая зарубежные, преимущественно американские
фабричные и административные строения, поэтому здания в Злине
строились в едином модуле и в едином конструкционном стиле из
монолитного железобетона, с кирпичными парапетами и стальными
окнами», - рассказывает архитектор Иван Бергман, принимавший
участие в реконструкции здания.
Фабрика фирмы «Bata» В соответствии с концепцией здания,
изначально планировалось, что оно будет представлять собой
обычную административную постройку и станет одним из типичных
фабричных зданий фирмы «Baťa». Планировалось, что это будут три
четырехэтажные здания. Однако, учитывая опыт, который Карфик
приобрел, работая у Фрэнка Ллойда Райта, он пришел к выводу, что
одно здание вместо трех станет более экономичным как с точки
зрения земельного участка, так с точки зрения дальнейшей
экономии электроэнергии и так далее. Итак, дом архитектора
Владимира Карфика вырос за два года с момента заложения
фундамента. Существуют данные, что железобетонный каркас
злинского небоскреба поставило 40 рабочих четырьмя кранами за
160 дней!
«Здание было построено как большой каркас 80 на 20 метров
свободной формой. Это означает, что пол был свободный,
разделенный лишь отдельными столбами в модуле 6,15 на 6,15
метра. Так что основной объем здания – 80 на 20 метров – была
единая свободная рабочая площадь. Концепция рабочего
пространства была понята как «open space» - «единый офисный
пейзаж». Там, где было необходимо отделить канцелярию шефа, были
использованы лишь стеклянно-деревянные перегородки. Единственным
исключением был восьмой этаж, где размещались канцелярии
дирекции концерна «Baťa». Она была нетипичной в стиле
американских небоскребов ар-деко», - продолжает Иван Бергман.
|